Мы Вконтакте

Психология человеческого общения и что о ней нужно знать

Психология, в переводе с греческого, означает науку о душе. Есть много подразделов психологии, охватывающих различные сферы. Немаловажная из них — психология общения, наука о душе общения. О том, как человеку продуктивно взаимодействовать с другими людьми.

Объединяющим фактором в любых взаимоотношениях является общность вопросов по которым люди обмениваются информацией, то есть общаются. Это может быть рабочая среда, хобби или обычный бытовой интерес.

В зависимости от того, насколько люди понимают друг друга, общение может быть:

  • Продуктивным – когда информация, полученная в результате разговора помогает узнать что новое и сделать выводы, скорректировать дальнейшие действия или мысли.
  • Непродуктивным «пустым», когда результатом является бессмысленный обмен мнениями по тому или иному вопросу, без выводов и новых мыслей.

И именно психология общения позволяет людям научиться подавать информацию (мысли, идеи, ставить задачи) в понятной для большинства людей форме и добиваться большей пользы от обсуждения и решения различных тем и вопросов.

Люди в общей массе представляют собой однородную толпу, но отдельно каждый человек уникален по своим психофизиологическим особенностям. Основные различия могут быть по темпераменту (холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики), складу ума (технический или гуманитарный), по образу мышления (наглядно — образное или абстрактно — логическое), по преобладающему способу восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики, диджиталы). К этому списку добавляются еще особенности воспитания, степени интеллекта и жизненный опыт.

В людях больше различий, чем общего. Каждый человек, неповторимый сам по себе, еще входит в большое количество разных коллективов (семья, круг друзей, знакомые по интересам, класс в школе, группа в институте, двор, рабочий коллектив, и даже очереди куда-либо – тоже временная социальная группа), где грамотное использование правил психологии общения может создать дружелюбную и доверительную атмосферу, важную для комфорта, здоровья и счастья.

Знание данного раздела психологии важно для всех групп людей. Она позволяет разрешить многие проблемы в коммуникации:

  1. Найти общий язык и понимание между родителями и детьми, избежать так называемого «конфликта поколений».
  2. Межполовое общение. Различие в образе мышления, действия и восприятия информации между мужчинами и женщинами стало «притчей в языцех», и взаимное непонимание вызывает мысли о том что «мужчины с Марса, а женщины с Венеры». Приемы психологии общения помогут решить вопросы: как услышать и понять друг друга, как донести важное и обратить внимание партнера.
  3. Незаменимо знание законов общения для педагогов, учителей и преподавателей. Позволят сделать процесс образования более продуктивным, так, чтобы новые знания воспринимались всеми учащимися.
  4. Важны эти знания и в трудовом процессе. Позволяют сгладить или избежать непонимания между начальниками и подчиненными, решить конфликтные ситуации в коллективе, более грамотно ставить и продуктивно решать рабочие вопросы и задачи. Несомненно, пригодятся такие знания тем, чья работа непосредственно связана с общением с большим количеством людей, это и адвокаты, и менеджеры, и врачи, и сотрудники различных служб и многие другие.
  5. Зная правила коммуникации для различных групп людей можно стать легким в общении, приятным и понимающим человеком, который легко заводит знакомства, умеет договариваться и сглаживает конфликтные ситуации на любых уровнях. Это поможет заводить новых друзей, быстро и конструктивно решать вопросы в различных службах от коммунальных до социальных, поможет при устройстве на работу и стать своим в рабочей среде.
  6. Пригодятся такие знания людям, которые представляют или предлагают что-то другим. Это могут быть организаторы или лидеры каких-либо сообществ, групп и партий. Люди, предлагающие и продвигающие свои или чужие идеи, разработки и мысли, в том числе, люди науки, промоутеры, рекламщики.

Все эти знания, приоткрывающие дверь в мир бесконфликтного и продуктивного общения, дают как разный знания о построении правильных коммуникаций с людьми. О многом интересном можно узнать из статей этого раздела.

Статьи по психологии общения