Мы Вконтакте

Специфика и правила делового общения

Специфика и правила делового общения

Сегодня навыки делового общения становятся необходимы каждому современному человеку, который желает быть №1 на трудовом поприще. Как бы это банально не звучало, но умение правильно общаться и расположить собеседника к своей персоне — это уже 50%  успеха. Ведь завладев внимание собеседника, вы сможете доказать ему, что именно вы лучший из его партнеров или сотрудников.

Специфика делового общения

Если вы до сих пор думаете, что деловое общение абсолютно ничем не отличается от повседневного, то вы глубоко ошибаетесь. Ведь суть делового общения отличается целевым, своеобразно регламентированным характером. Также его специфика заключается в том, что оно включает в себя определенный перечень тем и список обсуждаемых аспектов. Техника делового общения, как правило, применяется в ходе делового взаимодействия, в официальной или рабочей атмосфере. Деловое общение может осуществляться как путем непосредственного контакта между собеседниками, так и при помощи средств технологической коммуникации. Существует несколько десятков форм, с помощью которых осуществляется общение в деловой среде: переговоры, конференция, собрание, заседание, деловая переписка (в эпоху Интернета чаще всего через электронную почту), консилиумы, интервью, отчеты перед руководством и так далее.

Исследователи отмечают, что в последнее время несколько изменилась роль общения в современном деловом обществе. Во-первых, значительно увеличилась весомость делового, а также межличностного общения. Во-вторых, чаще всего деловое общение осуществляется при помощи электронных технологий. Это легко объяснить тем, что партнерам связаться между собой посредством видео-конференции значительно проще, чем тратить несколько дней на деловую поездку. В-третьих, значительное влияние на характер делового общения оказывает социально-экономическое расслоение общества.

Основные принципы делового общения

Первый и, вероятно, базовый принцип — межличностность. Деловое общение является некой нитью, которая связывает двух (как минимум) собеседников, заинтересованных друг в друге. Всегда одна сторона выгодна другой и наоборот. Самый элементарный пример, который иллюстрирует этот механизм — взаимоотношения между продавцом и покупателем. Покупатель ставит перед собой цель продать товар, покупатель желает его купить. путем деловых переговоров они договариваются о цене, количестве и так далее.

Следующий принцип — целенаправленность. Как уже говорилось выше, каждый из собеседников ставит перед собой определенную цель. В идеале, эти цели удовлетворяют друг друга. Однако такое бывает редко. Чаще всего они не совпадают. В таких случаях снова приходится вести переговоры и решать спорные моменты.

Не менее важный принцип делового общения — непрерывность. Опытный собеседник знает, что во время беседы люди общаются не только при помощи слов, но и невербальными знаками. Даже когда мы молчим и слушаем, все-равно существует возможность воздействовать на собеседника. Таким образом можно сделать вывод, что воздействовать на собеседника необходимо всесторонне, если вы хотите достичь желаемого результата.

Последний по счету, но далеко не последний по значению принцип делового общения — многомореность. При любом акте делового общения ставятся две цели. Первая — это обменяться деловой информацией, вторая — регулировать деловые взаимоотношения. Например, во фразе «Я хочу купить весь товар, который вы предлагаете» зашифровано два аспекта. Первый и четко видимый — это информация о намерениях. А вот второй могут расшифровать единицы — это эмоциональное отношение к собеседнику. По мимике и жестам можно узнать многое не только о личности человека, но и о его истинных намерениях.

Контексты делового общения

Первый и самый явный аспект делового общения — это физический. На него влияет абсолютна вся окружающая среда: это обстановка, вид помещения, его температура и даже освещение. Почувствуйте разницу: руководитель общается со своими подчиненными в своем кабинете и руководитель общается с теми же людьми на совещании в конференц-зале. Всем понятно, что атмосфера отличается. В первом случае деловое общение строить проще, так как атмосфера менее напряженная и официальная.

Социально-ролевой аспект строится на отличиях между звеньями карьерной лестницы. Рядовой сотрудник будет одним образом общаться с такими же рядовыми сотрудниками и абсолютно иначе с начальником отдела. Хотя и то, и то можно смело считать деловым общением.

Третий аспект делового общения — эмоциональный. На самом деле эмоции, которые приносят с собой в разговор собеседники очень важны. Чем больше они будут расположены и позитивно настроены друг к другу, тем более успешной будет коммуникация. Согласитесь, если начальник изначально скептично настроен к предложениям сотрудников, то вряд-ли он обратит внимание на положительные стороны их деловых предложений, будучи заранее уверенным в провале.

Модели делового общения

В зависимости от собственных ощущений и оценки собеседника люди склонны применять одну из следующих моделей делового общения.

Общение можно строить на взаимоотношениях партнерства. При таком раскладе обе стороны изначально равноправны независимо от того, какие цели они перед собой ставят. Собеседники руководствуются правилом негласного договора. Это правило подразумевает, что обсуждая основные моменты сделки, собеседники уже знают, что сумеют придти к общему знаменателю.

Модель соперничества подразумевает гласное или негласное соперничество за первенство и преимущества. Каждая из сторон настроена враждебно и пытается навязать свою (единственную правильную) точку зрения. Стоит отметить, что часто такая модель приводит к тому, что у собеседников не получается договорится и общение не стоит затраченного времени.

Третья модель — доминирование. При таком общении один (или несколько) собеседников ориентируется на другого как на средство достижения поставленной цели. При этом часто игнорирует желания и интересы противника. Интересы и желания конкурента могут учитываться лишь в той мере, которая допустима для доминанта. Достоинством такой стратегии считается то, что значительно экономиться время на обсуждение проблем и спорных моментов. Однако доминирование можно применить только в том случае, когда соперник слаб и это известно. В противном случае переговоры перерастут в состязание и плодов не принесут.

 

 

Оставьте ответ

Ваш email не будет опубликован