Мы Вконтакте

Как правильно слушать собеседника

Как правильно слушать собеседника

Принято считать, что успеха как в карьерном плане, так и в личной жизни добивается тот, кто владеет искусством правильно, красиво и убедительно говорить. Это действительно так. На 50%.
Остальные 50% заключаются в искусстве правильно и эффективно слушать. Умение слушать чрезвычайно важно для человека — оно напрямую влияет на нашу жизнь.Расскажем об этом искусстве подробней.

Источник неудач

Начнем с того, что большинство бед человека происходит от его неумения слушать и слышать. Конфликты и жизненные неурядицы являются прямым следствием того, что слушающий предвзято истолковал услышанную информацию. Это не удивительно: по выводам психологов человек, слушая, пропускает информацию через три фильтра. Это:

  • - субъективное отношение слушателя к говорящему;
  • - собственное мнение по поводу получаемой информации;
  • - личный жизненный опыт.

Как видим, слушатель воспринимает услышанную информацию с троекратным искажением! И тут возникает вопрос – а слышим ли мы то, что до нас хочет донести говорящий? Либо вся информация становится порождением нашего разума? Ответ однозначный: неправильное слушание порождает такой феномен, как «слушать себя». Это значит, что слушатель не услышал собеседника, а еще раз покопался в себе. Неумение услышать собеседника является причиной большинства жизненных неурядиц.

Слушать и слышать

Есть два понятия – слушать и слышать. На практике они выглядят так:

Слушать – слушатель с помощью слухового органа улавливает колебания, создаваемые звуковым аппаратом оратора. Вопрос о том, достигла ли информация сознания, остается открытым.

Слышать – поступившие звуковые волны обработаны мозгом слушателя и восприняты сознанием. Слушатель уловил смысл сказанного без преломления оного в собственном сознании. Смысл услышанного оказал влияние на сознание слушателя и вызвал ответную адекватную реакцию.

К сожалению, большинство людей слушают, но не слышат. Органы слуха реагируют на звук, однако содержащуюся в звуках информацию мозг не улавливает. Тут кроется две опасности:

  • - слушатель попросту не воспринимает полезную информацию в ее первозданном виде;
  • - у оратора возникает негативное отношение к слушателю. С таким же успехом можно обращаться к стене.

Объективно, человек, умеющий не только слушать, но и слышать, более успешен в жизни.

Научитесь слышать.

Первым этапом на пути к правильному слушанию является умение слышать собеседника, то есть, воспринимать ту информацию, которую он доносит до вас, в первозданном виде. Для этого существует несколько упражнений.
Расслабьтесь. Чрезмерное напряжение мешает воспринимать информацию и создает у собеседника верное впечатление, что вы напряжены, насторожены и заведомо негативно настроены. Это видно по вашей позе и выражению лица.

Сознательно расслабьте все мышцы (в том числе и лицевые). Расслабьте свой разум. Дайте возможность словам собеседника свободно пройти к вашему аналитическому центру. Для этого полезно ежедневно делать дыхательные упражнения и упражнения на расслабление (например, из йоги).

Концентрация внимания. Большинство людей попросту не могут сконцентрировать внимание на предмете разговора. Их мысли можно представить в виде бабочек, которые порхают, не задерживаясь. Также и поступающая информация минует аналитические центры. Внешне это выражается в рассеянной позе, отсутствующему выражению лица, и отсутствию какой-либо реакции на слова оратора.

Чтобы научиться концентрировать внимание, освойте технику созерцания. Предметом может быть что угодно – книга, картина. Пейзаж за окном и даже точка на стене. Внимательно смотрите на выбранный предмет и старайтесь избавиться от всех прочих мыслей. Поначалу это очень сложно. Со временем вам станет проще концентрировать на предмете созерцания, также и на предмете разговора, не давая посторонним мыслям овладевать вашим вниманием.

Позитивный настрой. Не секрет, что большинство людей настроены, в основном, негативно. Этому причина – плохое настроение и самочувствие, прошлый печальный опыт, общая настороженность к миру и пресловутое ожидание «подлянки». Негативный настрой способствует заведомо отрицательному истолкованию предложенной информации. Со стороны человек с негативным настроем выглядит напряженным, говорящий замечает реакцию на свои слова в виде искажения лица, настороженности и даже злобную гримасу.

Для избавления от негативного настроя вам в помощь две предыдущие техники – расслабление и созерцание. Также эффективный способ – медитация. Меняйте мышление с негативного на позитивное. Вы заметите, что люди вам стали говорить приятные вещи.

Прямое слушание. Вы слышите то, что хотите слышать, независимо от того, что вам желает донести собеседник.
Чтобы научиться слышать, отбросьте весь свой предыдущий опыт, расслабьтесь и дайте словам беспрепятственно дойти до вашего сознания и быть обработанными. Затем приступайте к анализу. Бонус – вы будете выглядеть заинтересованно, расслабленно, вызывать симпатию у говорящего.

Правила собеседника

Для того чтобы стать хорошим слушателем и эффективно воспринимать информацию, воспользуйтесь следующими правилами:

  • - Поставьте себе задачу получить максимум информации. Бонус – вам будет интересно, и ваш искренний интерес будет приятен собеседнику.
  • - Ни в коем случае не делайте поспешных выводов, не дослушав собеседника. Постарайтесь услышать его, задавайте наводящие вопросы, дав знать, что вы желаете уточнить информацию. Бонус – овладение этим методом спасло не один брак и не одну карьеру.
  • - Слушайте с позиции чистого листа. Отбросьте весь предыдущий опыт и слушайте собеседника, как в первый раз. Бонус – вы услышите массу полезного и настроите своим заинтересованным и расслабленным видом собеседника на конструктивный диалог.
  • - Примите с достоинством критику и нелестную оценку. Каждый может допустить ошибку, вы – не исключение. Спокойно выслушайте собеседника, не воспринимая его слова близко к сердцу, и проанализируйте, где вы допустили ошибку. Бонус – это правило спасет вас, если вы – подчиненный. Умение достойно принять критику вызовет в начальнике чувство уважения к вам. Автоматически, монолог перейдет в конструктивный диалог, и вы осознаете, где совершили ошибку, как ее исправить и не допускать более, а гнев начальника быстро испарится, на его место придет уважение к вам как к личности. Данный прием эффективен и в семейной жизни.

 

Эффективно слушать – это искусство, овладеть которым в состоянии каждый. Следуйте нашим правилам, и вы увидите, как ваша жизнь меняется в лучшую сторону.

Оставьте ответ

Ваш email не будет опубликован