Каждый родитель с нетерпением ожидает когда же малыш заговорит. Помимо радости общения это еще дает понимание того, что ребенок нормально развивается. Не зря по приходу на медицинский осмотр в годик, участковый педиатр доводит маму и малыша до точки кипения просьбами продемонстрировать навык речи и сказать все слова, которые малыш умеет говорить. Если же карапуз в год не назовет минимум 6 слов, то есть риск того, что доктор может поставить диагноз «задержка умственного развития».
Даже если такая запись появится в карточке малыша, не нужно нервничать или ругаться, поскольку задача доктора обратить внимание на все, что имеет отклонение от общепринятой нормы. Официально это ничем ребенку не грозит. Стоит обратить внимание, что допустимой нормой «молчания» считается возраст до трех лет.
Если малыш в год не говорит даже нескольких слов, родители должны насторожиться, даже если педиатр не обратит на сей факт внимания.
Причины неразговорчивости
Для того чтобы вовремя помочь ребенку заговорить, нужно понимать почему он не хочет или не может говорить.
Молчать ребенок может по следующим причинам:
- Нарушение слуха
- Отсутствие стимула говорить
- Недостаточное обучение речи
- Дефекты ротовой полости
- Задержка развития
Нарушение слуха
Когда ребенок не слышит речь, он не сможет ее повторить. Если малыш не говорит после года смысловых слов (авав- собака), обратите внимание на то, есть ли у него лепет. Это когда произносится один слог несколько раз, например ма-ма-ма или бу-бу-бу. Если и эти звуки отсутствуют, нужно немедленно идти на прием к отолоринлогу и брать направление на процедуру по проверке слуха. Как правило, делается аудиограмма.
Отсутствие стимула говорить
Не нужно «читать мысли» ребенка. Пусть он попробует «сказать» то, что он хочет. Если малыш будет получать все по первому требованию, у него не будет надобности выражать желания речью.
Недостаточное обучение речи
В данном случае отсутствие речи будет объясняться тем, что с малышом очень мало занимаются аудиозанятиями. Маме нужно обязательно читать ребенку, петь песенки, включать детские сказки, чтобы ребенок воспринимал информацию на слух.
Дефекты ротовой полости
При любом дефекте неба, губ, слизистых покровов, может быть задержка речи из-за недостатка артикуляционного аппарата. Нужно показать малыша хирургу и стоматологу, чтобы исключить эти дефекты.
Задержка развития
Данный диагноз ставится исключительно доктором. Причем не каждым. В компетенции поставить такой диагноз – у невролога или невропатолога.
Если у малыша выявили задержку умственного развития, ни в коем случае не нужно отчаиваться. Напротив, нужно приложить максимум усилий для его развития. Искать методики, которые помогут развить именно вашего малыша.
Занятия с малышом, которые помогут ему заговорить
Моторика пальцев
На первый взгляд ничем между собой не связаны, однако научно доказано – чем лучше ребенок владеет мелкой моторикой, тем лучше он говорит.
Развить мелкую моторику можно при помощи различных мелких камешков, фасоли. Можно насыпать их в глубокую емкость и просить малыша оттуда доставать спрятанные игрушки.
Можно шнуровать различные игрушки, сейчас есть огромный выбор подобного материала: шнуровки, бусы, ботинки. Можно сделать своими руками подобные модели, как правило, эти все материалы есть в каждом доме. Например, в пластиковую бутылку из-под молока можно бросать пластиковые крышечки от минеральной воды. Или резать за обедом кусочки сыра в виде кубиков, и просить ребенка взять их пальчиками. Все эти занятия будут помогать малышу развить пальчики и заговорить.
В повседневных играх малыша нужно регулярно делать упор на занятия с пальчиками и успех не заставит себя ждать.
Также нужно добавить игры для пальчиков. В интернете есть много стишков-потешек для пальчиковых игр. Не стоит отказываться и от старой доброй «Сороки».
Еще прекрасно развивает мелкую моторику занятие лепкой теста или пластилина. Можно катать кружочки или «»колбаски, этого будет достаточно на начальном этапе.
Речевые занятия
Важно уделять речевым занятиям 15-20 минут в день. Но это должно быть именно занятие, а не совмещение с еще каким-нибудь делом.
Важно чтобы малыш видел лицо говорящего с ним человека. Доказано, что если ребенок не видит губы человека, который с ним говорит, малыш заговаривает на 4-6 месяцев позже.
Оптимально для занятия посадить ребенка в стул для кормления, сесть напротив него и приветливо с ним заговорить, предложить позаниматься. Начать говорить малышу слоги, которые он уже произносит. Только делать это нужно несколько утрированно, чтобы малыш четко видел, как меняется мимика говорящего с ним человека. Когда у ребенка начнут появляться новые слоги, можно по одному добавлять те, которые он еще не говорит. Если малыш устал, нужно прекратить занятие. Ни в коем случае не нужно заниматься с ребенком если он болен или капризный. Подобные занятия могут вызвать негативные ассоциации, и ребенок не захочет заниматься вовсе.
Твердая пища и жевание
Серьезной ошибкой многих родителей является не введение твердой пищи в рацион ребенка.
Чем лучше ребенок может пережевывать пищу, тем лучше он будет говорить.
Язык – это мышца, которую нужно тренировать. Если малыш не ест твердой пищи, а его рацион состоит из гомогенизированных пюре, то тренировки языка не происходит. Следовательно, ребенку сложно управиться с собственным языком, который должен быть задействован для речи.
В данном случае рекомендуется ввести в пищу твердые продукты, которые ребенок сможет жевать и добавить артикуляционную гимнастику для ребенка. Причем для гимнастики не нужно идти к специалисту, достаточно вспомнить детские забавы для язычка и научить их делать ребенка. Это могут быть щелчки языком, достать язычком до верхней губы, сделать «лодочку».
Самое главное, что должны помнить родители, это то, что даже самых заядлых молчунов можно научить говорить. Причем даже с различными нарушениями в умственной сфере. Главное прилагать усилия к развитию малыша и не пускать процесс на самотек, а максимально помочь ребенку освоить этот непростой навык.
Комментариев ( 1 )
«Планово» логопед осматривает ребёнка в два, три года, в пять лет и перед школой. Но это не означает, что нельзя подойти со своими вопросами в любое другое время. Не стесняйтесь обращаться с вопросами к логопеду независимо от возраста ребенка.