Отправляя ребенка в первый класс, родители испытывают смешанные чувства: с одной стороны они гордятся маленьким человеком, которого вырастили, а с другой беспокоятся о его эмоциональном состоянии. Ведь школа, это не просто новый коллектив, это целый мир со своими законами и иерархией, героями и злодеями, кумирами и отверженными. Как правило, через несколько месяцев, большинство ребят в классе уже имеют прозвища.
Придумывая клички, дети примеряют на себя и других определенные социальные роли, вырабатывают свой собственный имидж. Если у ребенка нет ярко выраженных особенностей, может пройти значительное время, пока появится «второе имя», оно может постоянно меняться или так и не прилипнуть.
Откуда берется прозвище?
- Внешний вид это первое, на что обращается внимание. Замечается все: высокий, низкорослый, толстый, худой, носит очки или скобки на зубах, форма не по размеру, необычного цвета свитер или обувь, надпись на портфеле и так до бесконечности.
- Фамилия и имя служат неиссякаемым источником для кличек. При этом результат иногда даже отдаленно не напоминает оригинал. Например, Васильев не обязательно будет «Васей», он может превратиться в «цветочек-василечек», потом в «букетик» или «вазочку», а потом и в «горшочек».
- Успеваемость — еще один повод выделиться и получить прозвище. В зависимости от того, хорошо учится ребенок или отстает от своих сверстников, он будет «ботаном» или «бездельником».
- Поведение и характер дают почву для самых заслуженных, длительных и, часто, обидных прозвищ. В попытке опровергнуть негативную характеристику, дети бросаются в драку или заливаются слезами, пытаются дразнить в ответ обидчика или заискивать перед ним. Часто это приводит только к новым оскорблениям и провоцирует остальных на подобное поведение по отношению к себе.
- Слова учителя иногда могут послужить основанием для клички. Хороший педагог знает об этом и очень осторожно общается с классом, стараясь не использовать жаргонизмов и не давать характеристик детям. К сожалению, есть и те, кто использует это явление для укрепления собственного авторитета.
Появление прозвищ в детском коллективе процесс естественный и неотвратимый. Чего же так боятся родители? Дело в том, что не всегда полученная кличка может быть безобидной или даже милой.
В большинстве случаев она высмеивает слабые места и может вызывать сильную эмоциональную реакцию ребенка, провоцируя остальных на еще более навязчивое ее повторение. На основании такой «меткой» дразнилки появляются новые, заставляющие выходить из себя, и так до бесконечности. Иногда дело доходит и до физического насилия.
Попав в положение жертвы издевательств, дети, по сути, все время находятся в состоянии стресса. Может появиться нежелание посещать школу, страх перед коллективом и даже негативное восприятие собственной личности. Нередко пропадает интерес к учебе, формируются комплексы, подавляется проявление ярких качеств характера.
Что делать, чтобы предотвратить появление обидной клички или избавиться от нее? Чем могут помочь родители своему ребенку если того задразнили в школе? И как грамотно вмешаться, чтобы не спровоцировать еще большие издевательства? Многие видят решение проблемы в переходе в другой класс или школу, но нет никаких гарантий, что подобное не повторится и там.
Психологи рекомендуют разобраться в возникшей ситуации и исходить из нее, оказывая максимальную поддержку ребенку дома, но стараясь не вмешиваться напрямую в его отношения с одноклассниками.
Что сделать, чтобы не дразнили?
1)Отправляя маленького человека в школу, позаботьтесь о его внешнем виде. Лучше будет, чтобы на первых порах, он не выделялся из основной массы детей. Чем «нормальнее» будет выглядеть ребенок, тем меньше поводов к нему прицепиться.
2)Пообщайтесь с ним на тему прозвищ, расскажите, как вас дразнили в школе и как вы вышли из этого положения. Объясните, что чем меньше он реагирует на обидное прозвище, тем быстрее оно отстанет. Научите использовать «дежурные» отговорки, вроде «Сам такой» или «Тот, кто обзывается сам и называется». Иногда достаточно пару раз буркнуть такую фразу безразличным тоном, чтобы агрессивные одноклассники отстали.
3)Посоветуйте поскорее завести друзей. Когда дразнят одного из членов компании, остальные воспринимают это на свой счет и начинают заступаться за приятеля. Даже один верный друг существенно облегчит жизнь в классе, где есть обидчики.
4)Разберитесь в природе прозвища, каким образом оно появилось? Часто причину легко устранить, например, сменив ранец с глупой картинкой или смешные ботинки. Если причина в неприязни какого-то одного одноклассника, можно посоветовать его полностью игнорировать. В таком случае может помочь разговор с учителем. Обращая более пристальное внимание на положительные стороны ребенка, и пресекая издевательства, он повлияет на общее настроение класса. Более сложный случай, когда негативная реакция провоцируется самим педагогом.
5)Если вы решились на разговор с администрацией школы, обдумайте какого результата вы хотите добиться? Приведет ли давление со стороны руководства к желаемому поведению учителя? Есть ли среди преподавательского состава человек, который хорошо относится к вашему ребенку? Готовы ли вы сменить школу в случае, если вам не пойдут навстречу? Если четко изложить свои претензии и предложить вариант решения проблемы, директору будет проще принять вашу точку зрения.
6)Создайте для ребенка альтернативный коллектив, где к нему будут относиться по-другому. Например, начните посещать внешкольные занятия, регулярно общайтесь с друзьями, у которых есть дети, приглашайте его школьных друзей домой, организуйте совместные поездки и так далее.
7)Активнее общайтесь с родителями одноклассников, посещайте школьные собрания, найдите время для самодеятельности, вступите в родительский комитет. Таким образом, вы получите массу полезной информации об отношениях в классе и сможете повлиять на авторитет ребенка.
Как бы ни развивалась ситуация, не нужно забывать, что для ребенка важнее всего поддержка собственных родителей. Ни в коем случае не стоит перекладывать ответственность за поведение сверстников на него или ругать за то, что он неправильно себя ведет в школе. Лучшей помощью будет ежедневное общение в доброжелательном тоне, многократное повторение прописных истин и уверенность, что он может справиться с проблемами.
Комментариев ( 1 )
Подавляющее большинство психологов советует постараться разобрать возникший конфликт на месте, независимо от того, переводите вы ребенка в другую школу или оставляете в прежней. Иначе уже в новом коллективе вполне может возникнуть рецидив такой же конфликтной ситуации.