Мы Вконтакте

Плюсы и минусы ситуации успеха

Плюсы и минусы ситуации успеха

Успех, как достижение желаемой цели, оказывает серьезное влияние на основные направления нашей жизни. Судите сами, если в какой-то области человек не добивается успеха, интерес к ней пропадает, и он реализует свои попытки в другом направлении. Успех тесно связан не только с результатом, к которому стремятся, но и с эмоциональным удовлетворением, радостью достижения, осознанием своих возможностей. Поэтому про успех говорят – «окрыляет».

Еще один важный момент, который характеризует это понятие – ему предшествует процесс затраты физических и психологических сил, преодоление препятствий. Успех только тогда является успехом, когда он становится вознаграждением за труд и реализацию внутренних возможностей. Если человек достиг результата благодаря внешним факторам (без приложения усилий), такое обстоятельство ближе по смыслу к термину «удача».

Итак, краткая суть терминов:

  • Удача – достижение желаемого результата + радость.
  • Успех – достижение желаемого результата + радость + приложенные усилия.

Ситуация успеха – что это такое и какова ее цель?

Не все люди способны самостоятельно добиваться успеха. Но если подготовить благодатную почву для этого (ситуацию) то достижение успеха становится под силу практически каждому. Особенно требуется создание ситуации успеха для детей и подростков без ярких способностей, скромных, неуверенных в себе, пассивных.

Для того чтобы помочь испытать успех этой категории лиц, разработана теория ситуации успеха. Суть ее в следующем. Педагогом – учителем, родителем, воспитателем преднамеренно создается ситуация, условия которой дают возможность ребенку добиться успеха (выполнить задание, решить задачу, преодолеть морально-психологическое препятствие и др.).

Итак, ситуация успеха – это совокупность действий и условий, обеспечивающих успех. Цель ситуации успеха – дать почувствовать радость достижения, поверить в собственные силы, осознать свои возможности, развить мотивацию.

Как создать ситуацию успеха?

Ситуацию успеха нужно организовать и подготовить так, чтобы ребенок был убежден, что это его собственная заслуга, помощь взрослого должна быть незаметной.

Последовательность действий для подготовки ситуации успеха

  1. Устранение боязни не выполнить поставленную задачу, неуверенности в своих силах, страха столкнуться с неудачей, не оправдать ожидания окружающих.
  2. Авансирование успешного результата. Внушение ребенку, что он справится с ситуацией, сможет выполнить задание. Фразы – у тебя все получится, я верю в тебя – настраивают на успешный результат.
  3. Инструктирование (в скрытой форме) как лучше справиться с заданием, ненавязчивое предложение, каким способом воспользоваться, подсказки.
  4. Мотивация. Необходимо объяснить с какой целью выполняется то или иное действие, операция, почему это важно, какую пользу принесет ее результат ребенку и окружающим.
  5. Акцентирование на важности индивидуальных усилий ребенка в совершаемой деятельности, что только с его помощью, его участия можно добиться результата. Подходящие фразы – без тебя мы бы не справились, ты очень помог.
  6. Мобилизация активности, т. е. побуждение приступить к выполнению поручения, к началу работы.
  7. Положительное оценивание отдельных моментов, одобрение результатов на отдельных этапах, а потом – на результате в целом.

Плюсы ситуации успеха

Ситуация успеха через создание предпосылок для испытания чувства успеха играет несомненную роль в становлении и развитии личности. Положительное действие ситуации успеха связано с психологической природой и функцией успеха.

Основные задачи, которые выполняет ситуация успеха.

  1. Стимулирует учебно-познавательную деятельность. Успех и ситуация успеха, как предпосылка для него, вселяют веру в собственные силы, а она, в свою очередь, является основой для активной деятельности и творчества. Многократное переживание успеха и накапливаемый опыт достижения укрепляет веру, позволяет осознать свою значимость.
  2. Поскольку успех неразрывно связан с общественным признанием, он способствует формированию правильной самооценки, улучшает коммуникативные качества.
  3. Ситуация успеха дает возможность пережить положительные эмоции, в том числе – радость достижения, увидеть и оценить свои возможности. Что создает комфортный эмоциональный настрой и потребность в активных действиях.
  4. Развивает мотивацию и придает стимул к учебной деятельности, познавательной активности, что способствует мобилизации нравственных и волевых качеств к достижению цели. Деятельность может быть успешна только в том случае, когда есть мотивы, выступающие в качестве предпосылки и результата. Мотив – это внутреннее побуждение, благодаря которому личность стремится к умножению своего духовного богатства.

Прыжок к успеху

Минусы ситуации успеха

  1. Когда ожидание успеха закрепилось, появилось чувство защищенности и надежды на свои силы возникает вероятность переоценки своих возможностей, успокоение, что все дается легко, завышение собственной значимости, зазнайство.
  2. Если ожидания успеха не сбылись, может наступить разочарование и снижение самооценки, перекладывание вины на окружающих.
  3. Постоянное моделирование ситуации обеспечения успеха может оказать медвежью услугу: ребенок привыкнет рассчитывать на помощь окружающих, не научится преодолевать трудности. В сложных ситуациях может проявиться растерянность и беспомощность.

Поскольку школа выполняет, прежде всего, образовательную миссию, то именно в семье формируется база для воспитания успешности ребенка. Моделируя ситуации успеха, взрослые тем самым формируют у ребенка собственную значимость, желание улучшать свои результаты, учат сравнивать результаты с собственными, а не с другими.

Даже однократное переживание успеха способно повысить психологический комфорт, активность, уровень взаимоотношений с окружающими. Оно может дать толчок к дальнейшему росту.

Через создание ситуаций успеха личность идет к достижению самого успеха.

Оставьте ответ

Ваш email не будет опубликован