Понятие морали (нравственности) дуально, оно содержит в себе, одновременно, принятую во всем обществе систему духовных ценностей и идеалов, и фактический образ поведения индивида относительно этих ценностей. Являясь единственным инструментом социальной регуляции, мораль наиболее четко обозначает противоположность добра и зла.
Исторические предпосылки возникновения морали
В ходе исторического прогресса, основанного на развитии через труд, первобытные люди были обречены на диалог. Необходимость работы сообща, для удовлетворения потребностей в пище и убежище, пробудила первые зачатки нравственности. Умение договориться, уступить, помочь ближнему, постепенно формировало осознанный подход к существованию. Инстинктивные порывы, присущие предкам современных людей, постепенно заменялись разумными и весьма эффективными формами поведения. Так, мораль регулировала не только отношения в контексте «человек-человек», но и отношения с коллективом, обществом. Постепенно нарастая, идеалы воплощались в твердые привычки и воспринимались уже как естественное явление.
Выделяют две основополагающие концепции происхождения морали:
- Натуралистическая – связывает мораль с природным фактором, рассматривая ее суть, как попытку адаптироваться к внешней агрессивной среде. Групповые инстинкты, присущие древним людям, подобно животным, послужили вынужденной толчковой силой в борьбе за выживание. Данная позиция логична, но имеет существенный недостаток. Приравнивая духовные ценности к биологическим, сторонники этого направления, исключают духовную составляющую внутреннего мира человека, отождествляя его с животным.
- Антропологическая – добавляет к биологической ипостаси человеческой сущности психологическую. Здесь истоки нравственности связывают с потребностями индивида в счастье, наслаждениях, внутренней свободе, самопознании. Ее разновидностями являются:
§ утилитаризм – концепция, основанная на человеческой потребности к собственной выгоде, пользе, обогащению;
§ креационизм – учение, в первооснову которого закладываются различные религиозные направления. Оно позиционирует человека как дитя и подарок Бога, при этом авторитет создателя принимается абсолютом, оставляя человеку место покорного послушника.
Социальные роли морали и ее значение в жизни человека
Будучи социально значимым понятием, мораль выполняет множество ответственных функций, ключевыми из которых являются:
- Регулятивная функция — обеспечивает координацию поведения людей в обществе, и, безусловно, саморегулирование отдельной личности. Отличаясь от прочих методов подобного регулирования (правовых, технических, административных), нравственный не нуждается во внешних подкреплениях и не основывается на подавлении индивида. Составляя внутренний мир каждой личности, эта функции пробуждает механизм мотивации и упорядочивает человеческие действия.
- Оценочная функция позиционирует существующий мир в противостоянии плохого и хорошего, пользы и вреда. Благодаря этой роли нравственности, человек самостоятельно разграничивает эти понятия, применительно к событиям реальной жизни. Субъективные оценки, полученные людьми, способствуют активной деятельности, изменениям себя и окружающей действительности.
- Воспитательная функция заключает в себе эффективный метод взращивания личности и социума в целом. Нравственность, охватывая все области человеческой жизни, изучает общественные связи с точки зрения самоценности отдельных людей. Она создают такую практическую ориентацию, которая помимо выражения собственной воли, благоприятствует воли окружающих.
Проблемы на пути нравственного прогресса
Оценивая исторический путь морали, можно констатировать расширение границ духовной природы индивида, возникновение иных возможностей ее преображения. Нравственные идеалы поэтапно заполняют новые сферы жизни, растет протест против бездуховности в обществе. Мораль выступает соратником в преодолении часто возникающих конфликтных ситуаций, появляются уникальные способы воздействия на образ поведения людей благодаря морали, да и сама наука неустанно обогащается.
Краеугольной проблемой на пути нравственного прогресса служит путаность понятий добра и зла. Добро может интерпретироваться как намеренный поступок индивида, нацеленный на достижение самореализации, самораскрытие с позиции гуманизма. Одновременно добро может оцениваться как благо, объективная положительная категория, принятая в сравнении с абсолютным идеалом. Зло принято расценивать как силу с разрушительным и деструктивным характером. Эти понятия противоположны и выражают представления общества о том, что делает ближе нравственный идеал. Сложность выявления и расстановки личных приоритетов, в силу разного восприятия идеалистических категорий, замедляет процесс развития морали.
Сложность вопроса о смысле жизни добавляет немало трудностей в задачи нравственности. Смысл жизни, как ее качественное наполнение, и процесс осознания этого явления – кардинально разные понятия. В объективном представлении смыслом жизни считается широкий спектр целей и задач человека, к которым он движется на протяжении жизненного пути. Немаловажным общественным критерием является самоотдача, распространение добра и справедливости в обществе и окружающем мире. Конфликт возникает на стыке этих критериев, ведь то, к чему стремится отдельный индивид, не всегда является полезным социуму. Таким образом, примерка неписаных законов морали к собственной судьбе, зачастую, превращается в разочарование.
Диспропорция духовного и биологического в человеке также способствует регрессу имеющейся нравственности. Двойственная сущность разумного существа кидает его в две разные крайности – сегодня он может опуститься до непозволительного животного состояния, а завтра возвыситься до вершин благородства и духовности. Отсутствие четко обозначенного и принятого баланса между полярными понятиями, и, возникающие отсюда метания человека, отчасти переплетаются с проблемой смысла жизни.
Поступок как мельчайшая единица оценки нравственности отчасти сковывает человеческую свободу. Идеалы и ценности, закрепленные в социуме, сопоставляются с содеянным поступком, характеризуя, таким образом, конкретного человека как часть общества. Лавируя между действием и бездействием, своим и общественным мнением, человек создает условия для регресса существующей морали.