Что может больше растрогать маму и папу, чем малыш, который на утреннике в детском саду рассказывает стишок о своей любви к ним. Он старательно выговаривает слова, громко и выразительно читает на память заученное четверостишье, от которого у родителей наворачиваются слезы на глаза, а сердце готово выпрыгнуть из груди. Но до этих трогательных минут столько нужно пережить, что, кажется, это маленькое самое дорогое существо всегда было в их жизни.
Но если послушать, как трехлетние дети рассказывают обычные стишки, то можно заметить, что речь у всех детей развита не одинаково: кто-то говорит поразительно чисто, не коверкая слова, четко выговаривая каждый звук, а, слушая других детей, не всегда можно понять, о чем, собственно, идет речь. С чем же это связано? Прежде всего, с наследственностью. Наши дети, такие как мы не только внешне, но и во многих других вещах они повторяют нас. Если мама и папа начали говорить рано, то и их дитя, как правило, начинает произносить первые слова еще до года. На развитие речи оказывают влияние многие факторы, такие как состояние здоровья малыша, его окружение, занятия с ним.
Когда начинать общение с ребенком
Начинать говорить со своим чадом нужно еще до его рождения. Многие родители очень удивляются такому совету, и совершенно напрасно: давным-давно доказано, что голос мамы маленький человечек начинает слышать на девятой неделе своего внутриутробного развития. Низкий мужской голос малыш начинает воспринимать немного позже. Психологи рекомендуют поглаживать живот беременной женщины, ласково и спокойно говорить с еще нерожденным малышом, читать ему сказки, включать красивую музыку. По статистике дети, чьи родители еще до рождения активно общались с ними, хорошо переносят роды, быстро развиваются и говорить начинают намного раньше своих сверстников.
После рождения малыш будет рад общению с самыми близкими людьми. Он очень любит нежные прикосновения, поглаживания, любит слышать, как родители говорят с ним. Пройдет совсем немного времени – он начнет улыбаться, лишь услышав голос любимых людей, лепетать в ответ на слова, обращенные к нему. Многие родители делают большую ошибку, «сюсюкая» с младенцем. Дело в том, что малыши очень рано могут запоминать слова, обращенные к нему, и неправильное произношение останется в его памяти, а это, в свою очередь, может привести к тому, что ребенок долго будет не уметь выговаривать некоторые звуки.
Помогайте ему запоминать слова при помощи действий
Полугодовалый малыш уже много знает и умеет. В этот период самое лучшее время начинать учить с ними общеизвестные «ладушки», когда при словах «ладушки-ладушки» он начинает хлопать в ладоши. Через пару месяцев, он уже хорошо в действиях будет показывать всю считалочку. Подойдет и «ворона-ворона», которая кормила деток. Малыш будет показывать все действия вороны своими ручками. Насколько сильна народная мудрость, мы открываем для себя только сейчас. В настоящее время выпускаются целые пособия по пальчиковым играм, которые развивает мышление маленького человека и способствуют быстрому развитию речи, а наши бабушки, прабабушки и их предки играли в «ворону» со своими детками за долго до рождения тех, кто выпускает сейчас эти учебники.
До года ребенок может при словах «пока» или «до свидания» махать ручкой. Когда он что-то просит, показывает «дай-дай» — сжимает и разжимает ручку. Когда рассердится или при словах «ну-ну» машет указательным пальчиком. Он уже знает, как махать головой, когда ему что-то не по душе и кивать в знак согласия. Эта так называемая пассивная речь, когда дитя понимает слова взрослого, выполняет команды, но еще ничего не говорит.
Объясняйте свои действия словами
Если с малышом не разговаривать, то он очень долго не будет знать, что обозначает то или иное слово, а откуда он, собственно, должен их узнавать, если не от взрослых? Поэтому нужно общаться с крохой постоянно, объясняя ему свои действия, например: «Стасик будет кушать» или «Таня пойдет гулять». С совсем маленькими детьми можно говорить простыми детскими словами типа «ням-ням» или «ав-ав» (без коверканья и «сюсюканья), но по мере взросления малыша, такие мини-слова нужно искоренять, постепенно заменяя их обычными.
Общаясь с ребенком, нужно смотреть ему в глаза, он будет запоминать мимику, интонацию и, конечно, правильность произношения тех или иных слов.
Чтение сказок поможет развитию не только памяти, но и речи
Сказки и стишки из детских книжек помогут развивать память малыша, концентрации его внимания, и, конечно, способствует развитию правильной и красивой, хорошо поставленной речи. Сначала кроху будет увлекать голос мамы или папы, просто потому, что он их очень любит. Но через некоторое время начнет слушать осмысленно. Нужно делать свои выводы о прочитанном, к примеру, как плохо поступила лисичка, съела колобка. Малыш будет осмысленно качать головой.
Некоторые трехлетние дети выучивают полностью книжку, а затем слово в слово рассказывают, перелистывая страничку за страничкой. Если ребенок хорошо знает содержание сказки, можно попробовать проиграть сказку как пьесу, привлекая нее всех членов семьи. Это также будет способствовать развитию памяти и речи у крохи.
Пойте песенки и учите стишки
Все детки любят хорошие и ласковые детские песенки. Стоит попробовать напевать вместе с ним любимые песенки, это не просто будет способствовать вашему сближению, но и будет развивать дыхательный аппарат, а также правильное произношение многих сложных слов, которые малыш говорить не любит, в песне он не будет пытаться заменить их.
Стихи с ребенком нужно читать и учить не только к праздникам, но и в промежутке между ними, благодаря им речь малыша обогатится новыми словами.
Узнай голос
Способствует развитию мышления и речи такая игра. Нужно записать на диктофон как говорят близкие люди, которых он хорошо знает: мама, папа, братик или сестричка, дедушка, бабушка. Услышав голос, малыш должен назвать того, чей голос слышит.
Со временем задачу можно усложнить: включать голоса популярных мультяшных героев и предложить крохе их называть. Кроме положительного влияния на память и речь ребенка, такая игра очень понравится ему, поможет провести время весело, малыши очень любят такие игры.
Что нужно помнить и когда бить тревогу
Каждый малыш индивидуален, его достижения могут отклоняться от общепринятых норм в ту или иную сторону. Но если эти отклонения слишком велики, то нужно обращаться к специалистам. Если ребенок посещает детский сад, педагоги заметят отклонения и дадут рекомендации на что стоит обратить внимание и, если нужно, обращаться за медицинской помощью.
Многие мамы ведут дневник развития малыша, куда записывают его первые слова, выражения, как, когда и что он сказал. Надо отметить, что сами того не подозревая такие мамочки делают очень хорошее и полезное дело, так как если понадобиться помощь логопеда, этот записничок может пригодиться. Так когда же нужно обращаться за помощью к докторам? Обращаться за медицинской помощью нужно, если:
- трехлетний малыш не произносит ни слова;
- если ребенок избегает общения, как будто не замечает никого;
- заикается;
- пятилетний малыш говорит неразборчиво;
- говорит патологически медленно, тягуче;
- говорит патологически быстро;
- пятилетний малыш сильно искажает слова и звуки: заглатывает, заменяет одни звуки другими;
- не умеет правильно строить предложения;
- у него бессвязная, нечленораздельная речь.
На пути развития правильной речи малышу нужно пройти немало непростых этапов. Долг взрослого – помочь ребенку с пониманием и без насмешек помочь ему постичь непростую науку общения, помочь ему говорить правильно. Любовь, как известно, способна творить чудеса. Терпеливо, шаг за шагом можно преодолеть любое препятствие, а тем более, если препятствием является какой-то неправильно сказанный звук.