При работе в любом коллективе периодическое возникновение конфликтных ситуаций, к сожалению, неизбежно.
Крайне важно уметь грамотно лавировать меж этих подводных камней тесного социума, а в случае неизбежности столкновения с ними уметь с минимальными потерями выходить из подобных малоприятных ситуаций.Давайте разберем все тонкости конфликтов в коллективе и научимся правильно их понимать
Тонкости подбора коллектива
Идеальным вариантом для руководителя станет подбор коллектива в тандеме с опытным психологом. Этот специалист поможет не только определиться с кандидатурами, психотипы которых будут гармонировать друг с другом, но и сможет подобрать коллектив, соответствующий темпераменту руководителя. Это весьма трудоемкий процесс, который займет немало времени и сил, но конечный результат будет стоить приложенных усилий.
Конфликт по своей сути является не чем иным, как столкновением интересов двух и более лиц, поэтому первоочередной задачей руководителя, желающего минимизировать подобные малоприятные ситуации, будет создание таких условий работы, при которых интересы всех членов коллектива будут направлены в одно русло и практически не будут пересекаться. Для этого необходимо создать атмосферу максимально здоровой и прозрачной конкуренции, чтобы у людей не возникало ни повода, ни желания конфликтовать.
Кто есть кто
Возьмем к рассмотрению простой среднестатистический коллектив. Зачастую в нем существует несколько доминирующих ролей. Основной из них является лидер – человек, негласно ведущий за собой всех, имеющий незыблемый авторитет и влияние.
Вторым можно назвать сплетника, который собирает на всех и вся любую информацию, разбавляет ее вымышленными фактами и вкладывает в таком виде в уши руководителю и определенной части коллектива. И, наконец, провокатор – эдакий энергетический вампир, получающий моральное удовлетворение от созданных им и не только им скандалов и конфликтов. Все они являются первоочередными инициаторами ситуаций пересечения интересов. Для работника, который является составляющим звеном такого коллектива, важно знать как правильно себя вести при возникновении конфликтных ситуаций.Психологи поделили конфликты, возникающие на рабочем месте на немотивированные и мотивированные.
Разновидности немотивированных конфликтов. Причины их появления и способы избежания
Причиной немотивированных конфликтов зачастую являются такие чисто человеческие черты характера как разность взглядов на некоторые жизненные аспекты, несовместимость психотипов. Так как весомых причин для появления подобных ситуаций, как правило, нет, то и избежать их не составляет труда, здравый смысл является лучшим отрезвляющим аргументом в такие моменты.
Можно рассмотреть основные причины появления конфликтов подобного рода, чтобы понимать алгоритм их появления и способы локализации.
В первую очередь следует обратить внимание на провокаторов. Их действия с трудом поддаются рассмотрению с точки зрения психологии обычного человека. Их цель – любой ценой подтолкнуть оппонента к конфликту. Поэтому главным методом борьбы с такими индивидами является тотальное игнорирование всех их нападок, ведь провокатору нужны негативные эмоции, а если он их не получает, то начинает искать новую жертву. Если такой человек остается в тени и предпочитает вести свою игру ловко манипулируя несколькими людьми для достижения своей цели, следует как можно быстрее определиться с причиной возникновения конфликта, пообщаться с членами коллектива, невольно задействованных в этой ситуации и вместе решить как себя вести с провокатором в дальнейшем.
Всем еще с детства известно — ввязываться в чужие споры и конфликты чревато тем, что сам окажешься виноватым. Но повзрослев, многие забывают это золотое правило и зачастую из благих побуждений участвуют в чужом конфликте принимая сторону одного из оппонентов. В любом случае кто-то останется недоволен таким разрешением ситуации и вмешавшийся человек практически всегда попадает под опалу. Поэтому в таких случаях наиболее оптимальным решением станет соблюдение нейтралитета.
Как успешно разрешить мотивированный конфликт
Для разрешения мотивированных конфликтов существует несколько моделей поведения, которые с легкостью помогут справиться с подобной негативной ситуацией.
Наиболее простым решение конфликта является согласие с мнением оппонента. В случае если предмет конфликта маловажен подобная уступка пойдет только на пользу. К такой мере наиболее часто прибегают новички не желающие с самого начала своей карьеры прослыть скандалистами.
Если же в процессе спора все-таки назревает конфликт, то стоит задуматься и трезво оценить все за и против собственной позиции и позиции оппонента. Может так случиться, что его доводы будут более правильны и вместо того, чтобы культивировать конфликт дальше правильным решением будет совместное нахождение наиболее оптимального выхода из сложившейся ситуации.
Существует такое понятие, как компромисс. Это не в коей мере не способ решения конфликта, а всего лишь временная отсрочка взрыва до появления более весомых аргументов у оппонента. Поэтому при решении конфликта подобным образом не стоит расслабляться, необходимо позаботиться о том чтобы причина стычки ликвидировалась иным способом иначе есть угроза того, что эта ситуация перейдет на более высокий уровень и разрешить ее мирным путем станет намного сложнее.
Грамотное поведение внутри коллектива станет залогом хороших отношений с коллегами, положительной репутации и дальнейшего карьерного роста.