Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Как объяснить малышу, привыкшему к садику или находящемуся постоянно дома с мамой, что вскоре он ежедневно должен будет посещать занятия, соблюдать правила и режим, выполнять домашние задания?
Давайте рассмотрим несколько основных этапов моральной подготовки ребенка, а так же советов по обучению, которые помогут ему и вам легко адаптироваться к новому этапу жизни.
С чего начать подготовку?
Психологи утверждают, что самый благоприятный и продуктивный возраст, во время которого малышу будет легко усвоить материал – это 3,5-4 года. Этот возраст характеризируется особой любопытностью ребенка, а так же способностью запоминать определенное количество информации. Ежедневные занятия стоит начинать с 10-15 минут, постепенно увеличивая это время до 1 часа в день. Основной упор в обучении делается на буквы алфавита, чтение и грамматику (каждая буква, скалывание их в слога, короткие слова).
Такие занятии скорее процесс психологический – малыш постепенно привыкает, становится более усидчивым, учится слушать и понимать. Но одного интеллектуального развития мало, подготовка ребенка включает в себя и правила общения с новым большим коллективом.
Психологическая подготовка
Нужно понимать, что школа это не только храм знаний, но и новая социальная среда со своими порядками и правилами. Ведь ребенку придется не только учится, но и общаться с учениками, а это иногда бывает сложно даже для самых общительных и активных детей. Потому родители должны подготовить малыша и объяснить ему «правила жизни», которые помогут ему влиться в школьное общество. Что же нужно знать?
- Расскажите малышу о том, что во время урока нельзя разговаривать с другими ребятами, вставать со своего места до звонка или без разрешения учителя, о надобности слушаться классного руководителя – про все необходимые правила, которые нужно соблюдать юному школьнику.
- Аккуратно донесите до ребенка уважение к учителям, что бы ему не было тяжело или непривычно слушаться незнакомого человека. Малыш должен понять ведущую роль педагога.
- Отдельным пунктом выделите общение со школьниками – одноклассниками – расскажите о значении дружбы и коллективности, недопустимости конфликтов.
- Ребенок должен осознать важность и ответственность процесса обучения и гордится своим статусом ученика, испытывать желания добиться успехов в учебе. Вы тоже должны показывать, как гордитесь своим маленьким будущим школьником, это очень важно для психологического формирования образа школы – мнение родителей, для детей, является ключевым.
Такую огромную работу не провести за 1-2 дня, потому начинать ее нужно заранее и издалека – те самые 3-4 года станут лучшим временем, с которого и начнется подготовка. Залогом дальнейшей морально безболезненной адаптации малыша в школьном коллективе являются 2 основных условия – дисциплина и знание правил.
Подготовка это не только умение считать – писать, но и самоконтроль – ребенок должен сам, без уговоров делать некоторые простые вещи (ложится спать, чистить зубы и тому подобное). Если Вам удалось заложить эти качества в свою, казалось бы, ничего не понимающую 3-х летнюю кроху – удастся и в дальнейшем справится с школьными трудностями. Чем раньше родители поймут как это важно и необходимо для их ребенка – тем лучше будет формироваться процесс подготовки и воспитания в целом.
Уже в старшем возрасте, с 5 лет, малышу можно аккуратно, не настаивая привит мотивацию к учебе – определите, что его интересует. Этим интересом может стать желание находится в коллективе, смена обстановки, тяга к знаниям. Поощряйте эти стремления, они являются основными в психологической подготовке ребенка к школе. Малыш сам, именно сам должен захотеть посещать школьные занятия.
Основной задачей родителей, является следующее:
- Направляйте ребенка к достижению его личных целей. Это ему, а не вам нужно выполнить задание, убрать свою комнату, например
- Никогда не отказывайте в помощи, если ребенок о ней просит. Речь идет о помощи, когда ребенок не может выполнить, то или иное задание или поручение. Малыш должен знать, что родители его поддерживают.
- Научите ребенка проверять свою работу. Хорошо ли сделал? Ничего не забыл?
- Постепенно, воспитайте в ребенке понимание времени. Это значит не откладывать выполнение заданный на ночь, контроль их исполнения в срок и без спешки.
Подготовка ребенка к школе это психологическая, а не интеллектуальная работа. Но все же, старайтесь распределить время так, что бы успевать работать и с учебным материалом и с моральной стороной. Всестороннее развитие малыша является гарантией его дальнейшего успешного обучения, а все заложенные в детстве способности и стремления будут обязательно реализованы и во взрослой, самостоятельной жизни.