Весь наш мир — единство противоположностей. За что бы ни взялся человек — всё имеет обратную сторону медали. Современные технологии не исключение.
Ещё совсем недавно взрослые радовались такому новшеству, как персональный компьютер. Тогда его считали диковинкой и средством выражения своего социального статуса. Освоить его самостоятельно могли не все.
Потому повсюду открывались разные фирмы по обучению пользователей. Позднее подобную процедуру признания в обществе прошёл и мобильный телефон. Сейчас, конечно, без него, как без рук.
При нынешних разработках науки он способен практически полноценно заменить компьютер. Естественно, что львиная доля работы, которая выполнялась в голове или вручную, была с лёгкостью передана ему.
Взрослые порой не замечают, что большую часть дня тем или иным образом посвящают тесному контакту с гаджетом. А как в этой ситуации поступить с детьми, чтобы не навредить им?
Дошкольный период
Многие колеблются между «да» и «нет», ищут объективную информацию о позитивном и негативном влиянии гаджетов на детей. Для начала следует разобраться с тем, в каком возрасте вообще можно начинать знакомить малыша с чудесами современной техники.
Специалисты в этом смысле думают почти одинаково — не раньше двух лет. Некоторые отодвигают планку до трёх и выше.
С момента рождения малыша устанавливается тесная эмоциональная связь между ним и матерью. Он учится воспринимать мир, больше опираясь на её реакцию:
- интонацию голоса;
- мимику;
- жесты.
Ребёнок очень тонко ощущает даже лёгкую перемену в этих важных для него показателях.
А если представить, что главный учитель постоянно «живёт» со смартфоном или компьютером? Естественно, что малыш недополучает удовлетворения одних из базовых потребностей. Например:
- зрительного контакта;
- объятий;
- общения посредством понимаемых в его возрасте игр.
С этого момента и начинается родительское упущение в процессе воспитания. Ребёнок развивается не теми темпами, которыми следовало бы. Даже если дать ему самому в руки мобильный телефон или планшет, то в 1-1,5 года он стопроцентно начнёт его облизывать, трясти и пытаться стукнуть им обо что-то и посмотреть, чем это для него и предмета закончится.
Никакого развивающе-обучающего урока от этого «чуда» техники не будет. Единственное, что малыш сможет понять и запомнить — это мамину реакцию. Она непременно объяснит, что не стоит пытаться съесть или бросить телефон.
Ближе к трём годам ребёнок уже ознакомлен с определённым перечнем операций, за которые родители могут наругать. В этот период он пытается впервые проявить себя как личность, взрослую и самостоятельную. Недаром такое время назвали кризисным.
Безусловно, детям становятся интересны мультфильмы, компьютерные игрушки, попытки позвонить бабушке с дедушкой. Особенную радость это доставляет, когда никто из взрослых не видит, в какой момент они включили телевизор или ноутбук. На этом этапе можно понемногу разрешать малышу знакомиться с гаджетами.
Суть совместного просмотра в том, чтобы научить малыша в доступной для него форме, как пользоваться техникой, разъяснять действия и ситуации, происходящие в мультфильме или передаче. Не каждый ребёнок правильно оценивает увиденное, и делает из этого вывод.
Если говорить о детях дошкольного возраста в целом — то важно корректно выстроить с ним взаимоотношения. Ребёнок должен понимать, что долгий просмотр передач или игры — это вредно.
И не стоит выключать технику насильно, если лимит времени превышен, а нужно договариваться и спокойно объяснять, почему именно так, а не иначе.
Другое дело, когда родители, по каким-то своим причинам, пытаются заменить своё присутствие рядом играми, мультиками. Результат будет вполне предсказуемым. Ребёнок не сможет:
- Научиться общаться со сверстниками.
- Выполнять домашние поручения, потому как будет очень «занят».
- Развивать внимание и память из-за отсутствия развивающих игр и чтения книг с реальными людьми.
- Быть усидчивым за каким-либо другим занятием.
Школьный период
Если дети, учащиеся в школе, продолжат активно сидеть за гаджетами, не соблюдая санитарно-гигиенических норм, то очень скоро заработают сколиоз и миопию. Эти заболевания необходимо как можно раньше начинать лечить и поддерживать организм. Для таких целей есть специальные комплексы упражнений.
Часто родители выражают недовольство тем, что дети почти с первого класса и старше, не хотят делать домашнее задание, слушать на уроках учителя, запоминать материал.
На первый план у них выходит телефон или компьютер. И чем он круче, тем более авторитетным чувствует себя ребёнок. Эти проблемы проистекают из-за того, что малыши были лишены в своё время родительского внимания. Им не разъяснили вовремя, в чём ценность дружбы, как играть с ровесниками, не привили любовь к чтению.Детям сложно социализироваться в обществе.
Когда наступает подростковый период, зависимость от гаджетов может только усилиться, если этот вопрос не решить мирным путём раньше. Особенно негативное влияние оказывают игры не по возрасту, для прохождения которых у ребёнка не хватает логики или перенасыщение их кровавыми сценами. Естественно, они провоцируют повышенную агрессивность.
Даже учителя замечают, что без мобильного телефона ученикам сложно провести несколько минут спокойно и внимательно послушать, о чём они говорят.
А когда на внеклассных, мероприятиях вместо весёлых танцев и прочих развлекательных программ, школьники предпочитают сидеть в социальных сетях, то здесь можно говорить о неполноценном развитии личности.
Какое же решение принять?
Родителям перед покупкой новинки техники следует поговорить с ребёнком. Он должен понять, что:
- 1.Гаджет не может занимать всё свободное время, а призван облегчить выполнение некоторых задач.
- 2.Телефон или компьютер не альтернатива прогулке, общению с друзьями, семьёй, чтению книг, занятиям в кружках.
- 3.Техника не средство, с помощью которого можно избежать обязанностей по дому, выполнения уроков.
- 4.Попытка повысить свой статус в классе, вымогая у мамы с папой самый модифицированный планшет, не поможет стать лучше.
Если вовремя расставить все приоритеты, то колебаний в принятии решения об использовании гаджета ребёнком не возникнет.