Мы Вконтакте

Безопасное общение.Стили поведения в конфликтных ситуациях

Безопасное общение

Человеческая жизнь не всегда протекала тихо и спокойно, на всём её протяжении нас сопровождают споры, разногласия, различного рода конфликты. Все слышали и знают такое изречение, как «истина рождается в споре».

Но не всегда спор бывает безобиден, порой он может привести к серьёзным разногласиям, недопониманиям, а порой и к драке. Естественно, такого исхода ситуации лучше избежать. Но как? Существуют определённые модели поведения во время конфликтных ситуаций.

Прежде чем перейти к моделям, нужно разобраться в определении самого понимания конфликта вообще.Конфликтом называется ситуация, где взгляды, интересы двух и более сторон являются непримиримыми.

Типы конфликтных ситуаций

Конфликтные ситуации бывают самого разного рода, которые характеризуются по своей обширности и направленности:

  • Этнические
  • Политические
  • Экономические
  • Межличностные
  • Социальные
  • Бытовые и другие

Исходя из этого, можно сделать вывод, что конфликты происходят повсюду и это нормально, так как люди попросту не смогут без этого жить, но решать спорные ситуации необходимо деликатно и грамотно.

Модели поведения в конфликтных ситуациях

Существуют разные типы людей и среди них есть такие, которые при малейшем недопонимании начинают раздувать грандиозный скандал и не всегда это происходит там, где вас никто не видит. Существуют определённые модели поведения в конфликтных ситуациях, придерживаясь которых можно избежать ссоры.

Есть три основных вида поведения при разгорающемся конфликте:

  1. Конструктивная
  2. Деструктивная
  3. Конформистская или пассивная

Первая модель характеризуется активными действиями сторон, которые заинтересованы в разрешении конфликта в положительном ключе. Здесь уместно приведение конструктивных аргументов, доводов и фактов, участники дают возможность друг другу высказать свою точку зрения, не отвергают её, стараются найти компромиссный вариант и поступить таким образом, чтобы все в большей или меньшей степени остались довольны исходом ситуации.

Следующая представленная модель поведения носит негативный характер, так как подразумевает под собой ещё большее раздувание конфликта, обострение противоречий, безразличное отношение к доводам и аргументам другой стороны, принижение личности, возможен даже переход к взаимным оскорблениям. Хочется отметить сразу, что в данной ситуации вряд ли спор будет решён, а если и разрешится, то, скорее всего, обе стороны останутся недовольны.

Конформистская или пассивная модель поведения в конфликтной ситуации представляет собой согласие со стороной противника, уступки. Тут происходит своеобразный однобокий конфликт, когда только одна сторона предпринимает активные действия, а другая полностью их принимает и соглашается. Как правило, при выборе этой модели разногласия быстро сходят на нет, и конфликт считается исчерпанным.

Из всех вышеперечисленных моделей, оптимальной является конструктивная, так как именно здесь стороны ведут активный диалог и стараются достигнуть компромисса. Все протекает именно в положительном ключе, потому что все настроены на позитивный исход ситуации и идут друг другу на уступки.

Деструктивная же модель, самый неподходящий вариант для решения проблем и применения в конфликтных ситуациях. Здесь последствия будут носить резко негативный характер, и впоследствии, общение с враждующей стороной станет невозможным.

Пассивное поведение в конфликте может быть возможным, если решение проблемы для одной из сторон является непринципиальным. Однако стоит помнить, что безразличие может превратить конформистскую модель в деструктивную и конечный исход для сторон может стать совершенно неожиданным.

Иногда перечисленные модели поведения в конфликтной ситуации не помогают, и приходится прибегать к другим способам улаживания разногласий.

Известные в психологии и сравнительно молодой конфликтологии Томас и Килменн предложили более обширную модель поведения в конфликтных ситуациях, выделив не 3, а 5 видов поведения, предложив 2 основных стратегии соперничества.

  1. Кооперативная, то есть стратегия партнерства, когда обе стороны идут навстречу друг другу, здесь исход соперничества в приумножении интересов противоположной стороны.
  2. Стратегия соперничества. К сожалению, она является самой распространённой в решении конфликтов,практически абсолютное большинство используют её. Эта стратегия направлена на открытое противостояние, неприятие интересов враждующей стороны, нежелание слушать соперников. Тут исход ситуации предусматривает либо победу, либо поражение.

На основании чего учёные выделили 5 видов поведения в этих двух стратегиях:

  • Сотрудничество, когда все участники стараются общими силами решить возникшую проблему и не испортить отношения между собой. Этот стиль поведения является одним из самых сложных, но и самым действенным. Таким стилем поведения уместно.
    воспользоваться, когда возникает конфликт между родными и близкими людьми. Ведь иногда собственные интересы не столь важны, как отношения в последующем между братьями и сёстрами или детьми и родителями.
  • Уступки. Одна из сторон старается погасить нарастающий конфликт уступками и принятием решения противоположной стороны, когда уровень соперничества практически отсутствует.
  • Уход от конфликта, когда соперник пытается всеми силами избежать сопротивления. Уход хорошо в той ситуации, когда незнакомый человек пытается вывести вас на конфликт в общественном месте.
  • Конкуренция. В этом стиле поведения характерной чертой является высокий уровень противоборства враждующих между собой сторон, такая модель характерна для стратегии соперничества.
  • Компромисс помогает прийти к общему решению, когда учитываются некоторые пожелания каждого из конфликтующих, и исход в большей степени является приемлемым.

Перечисленные стили поведения отражают уровень заинтересованности в решении проблемы. И, конечно же, немаловажную роль здесь играет тот, с кем назревает сама конфликтная ситуация.

И в заключении…

Если не получается уладить противоречия самостоятельно, возможно, привлечение третьей стороны, которая возможными средствами будет стараться разрешить спорные моменты, чтобы прийти к компромиссу и все остались довольны.

Когда спор заходит в тупик, а решение не приходит, действенным методом будут переговоры. Здесь враждующие между собой садятся за стол переговоров, привлекая дополнительных помощников или приступая к ним самостоятельно.

Оставьте ответ

Ваш email не будет опубликован